четверг, 9 ноября 2017 г.

ВС РФ: вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение нижестоящего органа в течение трех лет

sebra / Shutterstock.com
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ дала согласие с судебными вердиктами в трех нижестоящих инстанциях и подтвердила право ФНС России отменять решение регионального Управления ведомства в течение трех лет с момента окончания контролируемого налогового периода (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 31 октября 2017 г. № 305-КГ17-5672).

В пересматриваемом деле по итогам камеральной проверки декларации по НДС за 4 квартал 2013 года было вынесено решение об отказе в возмещении НДС в размере более 26 миллионов рублей. После этого региональное Управление ФНС России отменило решение инспекции в связи с недоказанностью согласованности действий общества и его контрагентов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. Оба решения были вынесены в 2014 году.

Потом, в 2015 году ФНС России отменила решение управления и оставила в силе решения инспекции. Основанием для аналогичного шага послужили, в частности, сообщения ГУБЭП МВД России о наличии в производстве уголовных дел по ст. 193.1, 199 УК, возбужденных по данным проверок, проведенных ФСБ России.

Затем организация обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ФНС России. Суды трех инстанций стали сторониками сотрудников налоговой администрации. В обосновании говорилось о том, что вышестоящим налоговым органам дана возможность отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам (ст. 9 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О налоговых органах РФ", п. 3 ст. 31 Налогового кодекса).

Наряду с этим суды указали, что вышестоящий налоговый орган вправе осуществлять контроль за нижестоящими налоговыми органами не только в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий, предусмотренных налоговым законодательством (в виде выездных, повторных выездных налоговых проверок, когда проверке подвергается как плательщик налогов, так и полнота мероприятий налогового контроля, осуществленных налоговым органом), но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов (в то время как оценивается лишь правомерность решения налогового органа без участия плательщика налогов).

Судебная коллегия ВС РФ, со своей стороны, также выделила, что централизованным характером системы налоговых органов предопределяется контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящих налоговых органов, направленный на обеспечение соблюдения ими законодательства о налогах и сборах в соответствии с принципом конституционной законности (Распоряжение КС РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).

Как уточнили судьи, в этом случае предусматривается право страны (вышестоящего налогового органа), распознавшего ошибку в определении налоговой обязанности, исправить ее по собственной инициативе, и такое регулирование согласуется со ст. 57 Конституции РФ. В статье содержится норма, в соответствии с которой налоги должны уплачиваться в законно установленном размере и не являться предметом усмотрения плательщиков налогов и налоговых органов.

Применительно к вопросу о сроках на реализацию вышестоящим налоговым органом своих полномочий, суд подчернул, что принудительные возможности страны ограничены, как минимум, сроком исковой давности (Распоряжение Президиума ВАС РФ от 25 июля 2006 г. № 11366/05). Данный подход согласуется с положением ст. 89 НК РФ. Статья предусматривает гарантии прав плательщиков налогов при проведении мероприятий налогового контроля, ограничивая глубину выездной налоговой проверки периодом, не превышающим трех календарных лет.

Так, суд счел, что налоговый орган вправе реализовать полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК РФ в пределах срока, предусмотренного с целью проведения мероприятий налогового контроля, то есть в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий